Интервью руководителя ФАУ «ФЦС» Дмитрия Михеева «Строительной газете»

Принципиальное для профессионального строительного сообщества событие произошло в 2015 году: государство в полной мере возвращает планирование и определение приоритетов в сфере технического регулирования. Этого не было более 20 лет, в результате чего строители, проектировщики и эксперты были вынуждены жить в системе, где нормы, правила, регламенты представляют собой разрозненный, хаотично пополняющийся и актуализирующийся набор документов. А ведь отсутствие взаимной согласованности не только осложняет применение действующих норм, но и негативно влияет на последующие процессы расчета стоимости и сроков проектирования и строительства зданий и сооружений, создает дополнительные административные барьеры. Главной задачей, которую сегодня решает Минстрой России и подведомственный ему Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФЦС), является развитие единой системы технического нормирования, в которой не будет противоречий и дублирования, мешающих профессионалам проектировать и строить технологично и безопасно. О том, что уже сделано, «СГ» спросила руководителя ФАУ «ФЦС» Дмитрия Михеева.

«СГ»: Дмитрий Владимирович, что изменилось в сфере технического регулирования в строительстве?

Дмитрий Михеев: Во-первых, с этого года Минстрой приступил к новой системе планирования и разработки основных документов в строительстве и проектировании — сводов правил. Реализация плана разработки сводов правил началась в новом формате. Впервые план был разбит на профильные комплексы, всего их одиннадцать, а в последующем будет более тридцати. В каждом из направлений сформированы основные приоритетные нормативно-технические документы, которые нуждаются в пересмотре, изменениях или актуализации, а также требуют разработки новых сводов правил, необходимых для отрасли.

Также с 1 июля вступил в силу новый порядок разработки сводов правил. Этот документ имеет прямое влияние на процессы проектирования и экспертной работы и определяет компетенции, сроки, ответственность всех участников процесса, начиная от заявителя до выпуска соответствующего приказа Минстроя и регистрации в информационной системе Росстандарта. Сейчас мы уже можем говорить о результатах. План выполнен: 22 свода правил, которые были разработаны по поручению правительства, приняты. Они включают в себя, в том числе, уточненные климатические параметры и общее сейсмическое районирование, применяемое при проектировании и строительстве зданий и сооружений на территории Республики Крым, уточненные требования, предъявляемые к проектированию зданий и сооружений, обеспечивающие условия доступности для инвалидов жилых помещений, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Остальные документы выполнены в первой редакции, и в I квартале следующего года пройдет их публичное обсуждение, затем они будут утверждены Минстроем России. В результате с середины 2016 года должны вступить в силу 102 свода правил, и важно отметить, что 53 из них — это новые документы.

Следующий принципиальный момент: в 2015 году Минстроем России была инициирована и вступила в силу «Методика расчета стоимости работ по разработке свода правил и экспертизе проектов документов технического нормирования в строительстве». Ранее такая методика на федеральном уровне отсутствовала, это объяснялось тем, что государство почти два десятилетия не принимало финансового участия в формировании нормативно-технической базы в строительстве, или его участие было ограничено. В этот период финансирование нормотворчества в сфере проектирования и строительства взял на себя бизнес. Но, поскольку в сферу интересов строительных компаний, ассоциаций впрямую не входят вопросы государственного регулирования отрасли, например, СП42 «Градостроительство», то разработка таких тем оставалась за скобками данной работы. И когда министерство приняло методику расчета стоимости разработки и экспертизы сводов правил за счет федеральных средств, появилась база для привлечения государственного финансирования технического регулирования в отрасли, что дало возможность формировать приоритетные направления технического нормирования, исходя из государственных приоритетов.

Наконец, после подготовки целого ряда нормативно-правовых решений Минстрой России вышел с инициативой формирования государственного задания, что было согласовано с Минфином и Минэкономразвития. С июля этого года государство в системном режиме участвует в финансировании процессов технического нормирования в проектировании и строительстве. Эти изменения уже работают и впрямую влияют на процессы проектирования и строительства.

«СГ»: До последнего времени государство совсем не занималось этим вопросом?

Д.М.: Безусловно, занималось, но в ограниченном объеме. Вступление в силу в июле этого года «Перечня 1521», определяющего обязательные для применения нормативно-технические документы в строительстве, завершило первый этап преобразований российской системы технического регулирования, который был начат в 2010 году актуализацией строительных норм и правил (СНиПов). Всего за период с 2010 по 2015 гг. актуализировано 83 СНиПа, разработано 30 новых сводов правил.

Сейчас предстоит работа несопоставимого масштаба: план, о котором я говорил, включает разработку и актуализацию 247 нормативных технических документов в строительстве до конца 2017 года и предусматривает ежегодное внесение изменений и дополнений, согласно порядку разработки и утверждения новых и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства.

«СГ»: Что входит в государственное задание?

Д.М.: Центру поручено выполнение работ по реализации комплекса мероприятий по развитию системы технического регулирования. В нее входит разработка, экспертиза и подготовка к утверждению проектов сводов правил и других нормативных технических документов в сфере строительства. О масштабности данной задачи мы уже упомянули.

Второе — это мониторинг и анализ действующих нормативных технических документов (НТД) в сфере строительства, что необходимо для разработки предложений по актуализации и обеспечению согласованности соответствующих документов. Цель — выявление пробелов, дублирования, противоречий и устаревших технических норм, содержащихся в нормативно-технических документах в строительной сфере. Именно результаты мониторинга станут доказательной базой при планировании разработки новых сводов правил и внесения соответствующих изменений в действующие на 2016, 2017 и последующие годы.

Следующее направление — это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 2015-2017 годах планируется завершить 166 единиц работ, цель которых определить нормируемые параметры, являющиеся опорными и необходимыми элементами для актуализации и разработки сводов правил. К настоящему моменту 56 исследований и испытаний завершены.

Очень важная системная задача — сформировать и вести в постоянном режиме автоматизированную информационную систему технического нормирования и оценки соответствия в строительстве, которая обеспечит не только прозрачность этой сферы, но сделает информацию доступной для профессионального сообщества. Это относится и к сводам правил, и к документам, подтверждающим пригодность новой продукции для применения в строительстве. Специалисты уже сегодня могут получить актуальную информацию на сайте ФАУ ФЦС, а в скором времени можно будет через личный кабинет отслеживать этапы прохождения и обработки документов, ориентироваться и осуществлять выборку в специализированных перечнях нормативно-технических документов.

Очевидно, что все это требует методического сопровождения и разъяснительной работы. В этом году ФАУ ФЦС восстановлена система методической и разъяснительной работы. Предусмотрено создание двух методических комплексов по вопросам, связанным с применением сводов правил и строительных норм нового поколения. Разрабатываются методические пособия. В советское время существовало порядка 150-200 таких пособий к различным СНиПам. Практически каждый СНиП имел в свое развитие одно или несколько пособий, ими пользовались (и сейчас продолжают пользоваться) несколько поколений проектировщиков. В наши дни потребность отрасли в таких документов в разы выше. Эта работа поставлена на регулярную основу — все новации найдут свое отражение и будут доступны специалистам. Уже сейчас в разделе методического обеспечения на сайте ФАУ ФЦС доступны видеолекции ведущих ученых страны по вопросам применения строительных норм и правил.

«СГ»: Что будет меняться в ближайшее время?

Д.М.: Самое ожидаемое — восстановление понятия строительной нормы. Статус документа — строительная норма — должен стать обязательным для применения в строительстве. Данная необходимость вызвана тем, что перечень 1521«Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающий в себя документы, обязательные для применения, вызывает много вопросов и споров. И этот процесс будет продолжаться, пока существует сам перечень.

Когда первая редакция перечня была предоставлена для общественного обсуждения, поступило более тысячи отзывов, причем подавляющая их часть содержала предложения не по сокращению перечня, а по его расширению. Это было связано с противоречиями в понимании принципов обязательности и добровольности применения нормативных технических документов в строительстве, неоднозначно прописанных в действующем законодательстве. Сколько бы ни актуализировался этот перечень, достигнуть консенсуса со всем профессиональным сообществом вряд ли возможно. Чтобы стабилизировать этот процесс, нужно вернуть понятие строительной нормы в отраслевом законодательстве, а те положения, которые сегодня содержатся в «Перечне 1521» и являются обязательными, перевести в этот статус.

Конечно, профессиональное сообщество ждет перехода на системное планирование в сфере разработки нормативно-технических документов, переходу к восстановленному СНиПу 10-01, так называемому «СНиПу СНиПов», устанавливающему основные принципы системы, ее общую структуру, требования к входящим в нее документам. В этом году разработана его первая редакция, а в следующем будет организовано публичное обсуждение. И мы рассчитываем, что в первом полугодии документ будет представлен в Минстрой России.

«СГ»: Почему отрасль так ждет этот документ?

Д.М.: Он закладывает базисные понятия в сфере технического нормирования. Для отрасли необходим возврат к системности, когда определен порядок, компетенции, сроки, процедуры подготовки нормативно-технических документов, требования к ним, их оформлению, срокам рассмотрения. Система будет разбита на соответствующие комплексы проектирования и строительства по каждому направлению: энергосбережение, пожаробезопасность, сейсмостойкость, гидротехнические и мелиоративные сооружения, газоснабжение и газораспределение, системы электросвязи и так далее. Работа пойдет в содержательном комплексном режиме, что в дальнейшем позволит системно осуществлять мониторинг действующих нормативных документов и своевременно принимать решения по актуализации того или иного документа. Прекратятся хаотичные инициативы по изменению научно-технической базы в строительстве, появятся понятные условия разработки, изменения, актуализации действующих НТД, понятных для проектировщика и эксперта. Будет реализован необходимый срок актуализации — 5 лет по действующим документам. Все это позволит ежегодно актуализировать 10-15% от всей базы НТД.

«СГ»: Для чего необходимо актуализировать такой большой объем документов?

Д.М.: Восполнение образовавшегося за последние 20 лет дефицита в научных разработках и формирование научной основы, необходимой для обновления нормативной базы технического регулирования, с учетом появления новых инновационных технологий и строительных материалов в объеме, необходимом для приведения ее в соответствие с современными требованиями и запросам отрасли, — это главная цель настоящей работы.

Юлия ПАВЛОВА, «Строительная газета»
15.12.2015