Ушел из жизни Александр Альфредович Цернант

ФАУ «ФЦС» с глубоким прискорбием сообщает, что 4 мая 2021 года на 82-ом году жизни скончался лауреат государственной премии СССР, заслуженный строитель Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, академик РАТ и РАЕН научный советник директора ФАУ «ФЦС» Александр Альфредович Цернант.

Уход Александра Альфредовича стал невосполнимой утратой не только для родных и близких, но и для всей российской науки, для коллег, учеников, соратников, единомышленников, для всех, кому посчастливилось работать рядом с уникальным специалистом, профессионалом высочайшего класса, талантливым ученым, искренним, мудрым и добрым человеком!
Родился Александр Альфредович 7 января 1940 года в г. Усолье Иркутской области.

Свой трудовой путь Александр Альфредович начинал рабочим СМП-183 треста «Абаканстройпуть». После окончания в 1962 году факультета «Строительство железных дорог» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) по специальности «Инженер путей сообщения–строитель», четверть века посвятил работе в Новосибирском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС).

С 1987 г. по 2017 г. Александр Альфредович работал заместителем генерального директора ЦНИИС (Москва), первым заместителем генерального директора по научной работе – главным инженером института, а с 2017 года продолжил научную работу в Федеральном центре нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве Минстроя России (ФАУ «ФЦС»).

Вся научная деятельность Александра Альфредовича связана с транспортным строительством в экстремальных условиях (вечная мерзлота, сейсмика, подтопления, оползни, слабые грунты, зимние условия).

При его непосредственном участии комплексно решена одна из ключевых научно-технических проблем освоения Сибири – ликвидация сезонности земляных работ «сухими» и гидромеханизированными способами в районах глубокого сезонного промерзания и вечной мерзлоты.
Александр Альфредович разработал научные основы и создал научно-методическую и нормативно-техническую базу круглогодичного сооружения земляного полотна из местных мерзлых и талых обводненных грунтов в криолитозоне, написал учебные пособия и программы спецкурсов.
Александром Альфредовичем впервые научно обоснована и практически доказана возможность гидронамыва на вечной мерзлоте подходных насыпей к мосту через р. Туба на железно-дорожной линии Хребтовая–Усть-Илимская ГЭС, земляного полотна ст. Ургал на БАМе и ст. Коротчаево на железно-дорожной линии Сургут–Уренгой, территории Зеленый Луг в г. Якутск под строительство жилья, насыпей и штабелей дренирующего грунта на Ямале.
Результаты его научных разработок внедрены на строительстве Волго-Балтийского судоходного канала, Байкало-Амурской магистрали, железно-дорожных линий Тюмень-Сургут-Уренгой, Ягельная-Ямбург, Сургут-Нижневартовск, Хребтовая-Усть-Илимская ГЭС, сети промысловых дорог в Западной Сибири. Многие сложнейшие транспортные объекты в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах России выполнены при непосредственном научном сопровождении Александра Альфредовича.
Александр Альфредович - автор более 100 изобретений, более 25-ти актуализированных нормативных документов (СНиП, CП, ГОСТ, ОСТ, ВСН, СТО), 75-ти авторских свидетельств, 19 нормативных документов. Результаты его исследований опубликованы в 300 научных трудах, в том числе в 6 монографиях и 14 учебных пособиях.
Под научным руководством Александра Альфредовича в 1970-2000 гг. выполнены комплексные НИР и НИОКР по ряду заданий Государственных целевых научно-технических программ и отраслевой научно-технической программы «Мировой уровень», впервые разработаны специальные строительные нормы, новые патентованные конструкции, технологии и машины, отмеченные золотыми и серебряными медалями ВДНХ.

Благодаря активной научно-педагогической и научно-общественной деятельности Александра Альфредовича, подготовлено более 300 инженеров для организации в Сибири новых предприятий гидромеханизации.

Александр Альфредович до последнего дня участвовал в научной жизни страны, являясь членом научно-технического Совета ФДА РФ, межведомственной Комиссии по сейсмостойкому строительству, научного совета по криологии Земли РАН, экспертного Совета ВАК России и Председателем объединенного диссертационного совета ДМ 303.018.01 при ОАО ЦНИИС и МИИТ по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Почетный транспортный строитель (1984), Заслуженный строитель России (1996), Почетный строитель России (2000) - Александр Альфредович отмечен многими высокими наградами. Среди них: Государственная премия СССР (1986) – за создание и внедрение комплекса машин и технологии гидромеханизации на транспортном строительстве в районах Сибири и медаль им. П. Л. Капицы (2000).

Коллектив ФАУ «ФЦС» выражает глубокие соболезнования родным и близким Александра Альфредовича в связи с тяжелой утратой.

Прощание с Александром Альфредовичем Цернантом состоится 07 мая 2021 года: ЦКБ РАН Ясенево, Литовский б-р, 1а (сбор в 10-00, начало церемонии в 10-40), далее автобусами до кладбища в Селятино.

6 мая 2021