Техническое регулирование в строительстве стран СНГ

20 апреля 2017 года в Московском отделении Исполнительного Комитета Содружества Независимых Государств (Москва, Софийская набережная, д. 34/1) прошло первое заседание Базовой организации государств – участников СНГ по вопросам технического регулирования в строительстве.

Базовой организацией государств-участников СНГ по проблемам технического регулирования в строительном комплексе является Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве Минстроя России (ФАУ «ФЦС»).
Решение об этом было приято 27 мая 2016 года на XXXVII заседании Межправительственного совета стран СНГ. Ранее, с 1993 года, работа стран СНГ в области межгосударственного строительного нормирования и стандартизации осуществлялась Межправительственным Советом по сотрудничеству в строительной деятельности силами Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС), а ФАУ «ФЦС» выполнял функции секретариата данной комиссии.
2 фото СНГ СтройНормы 2004173 фото СНГ СтройНормы 2004174 фото СНГ СтройНормы 2004175 фото СНГ СтройНормы 2004176 фото СНГ СтройНормы 200417
В числе приоритетных задач Базовой организации на 2017 год определены:
- организация взаимодействия государств-участников СНГ в области строительства с целью проведения комплексного анализа нормативно-технических баз, действующих в государствах-участниках СНГ;
- обеспечение рассмотрения и голосования по межгосударственным стандартам, в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации на 2017-2018 гг.;
- разработка и согласование концепции создания единой информационной базы нормативных документов в строительстве государств-участников СНГ.
Первое заседание Базовой организации, посвященное вопросам проведения согласованной технической политики и развития гармонизированной нормативной базы в строительстве, было проведено в соответствии с решением Экономического совета Содружества Независимых Государств.
Модератором заседания выступил Директор ФАУ «ФЦС», руководитель Базовой организации государств-участников СНГ Дмитрий Владимирович Михеев.
С приветствием к участникам заседания обратились:
- Иванов Сергей Игоревич, заместитель председателя Исполнительного
комитета - исполнительный секретарь СНГ;
- Мавлияров Хамит Давлетярович, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В своем приветствии С.И. Иванов сказал: «Мы всецело поддерживаем сотрудничество государств участников СНГ в рамках деятельности Базовой организации по проблемам технического регулирования в строительном комплексе.
Экономическое взаимодействие между нашими странами является объективной необходимостью для повышения эффективности производственной, технологической и интеллектуальной базы. В этой связи мы ожидаем, что деятельность Базовой организации будет способствовать многостороннему сотрудничеству между государствами – участниками СНГ в вопросах создания единой нормативной базы, проведения согласованной технической политики в области строительства. Исполком СНГ, в свою очередь, готов оказывать всемерное содействие в организации и проведении мероприятий Базовой организации».
«То, что Базовая организация начинает свою работу, позволит нам выстроить схему технического нормирования по строительным проблемам. На нее накладывается большая ответственность. Как они сработают, так и будет выстраиваться единая схема», - подчеркнул Х.Д. Мавлияров.
Информируя собравшихся о мероприятиях, проводимых в Российской Федерации, замминистра сообщил: «Мы завершаем работу по принятию решения по оценке экономической эффективности обоснования инвестиций, вводя этот этап обязательным. Полмесяца назад мы подписали в Правительстве дорожную карту по учету жизненного цикла объектов при нормировании. Инвестиционные проекты должны оцениваться на более ранней стадии на предмет экономической эффективности с учетом эксплуатации и будущего сноса».
После распада СССР в каждой из стран СНГ начали создаваться национальные системы нормативных документов в области строительства, но их основой до настоящего времени остаются СНиПы и стандарты.
После 2001 года в большинстве стран СНГ, в связи с вступлением или стремлением вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), приняты новые законы в области стандартизации и технического регулирования. Законы основаны на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого ВТО, предусматривающего наличие обязательных требований к продукции в Технических регламентах и добровольных требований в стандартах.
Однако требования ВТО относятся в основном к товарам и не могут быть непосредственно предъявлены к планировке и застройке городских и сельских поселений и к объектам недвижимости, каковыми являются здания, сооружения и прилегающие территории. Поэтому в большинстве стран СНГ пришли к выводу о необходимости сохранения основных особенностей действовавшей ранее системы нормативных документов в области строительства.
В законах о стандартизации этих стран предусматривается, наряду с техническими регламентами и национальными стандартами, разработка нормативных документов (строительных норм, сводов правил), в которых общие требования технических регламентов конкретизируются применительно к зданиям и сооружениям определенного назначения, строящимся в определенных климатических и иных условиях. Наличие таких нормативных документов неизбежно для строительства в силу особенностей строительной продукции как объекта технического регулирования.
7 фото СНГ СтройНормы 2004178 фото СНГ СтройНормы 2004179 фото СНГ СтройНормы 20041710 фото СНГ СтройНормы 20041711 фото СНГ СтройНормы 200417
По результатам анализа представленных участниками заседания материалов о национальных нормативных технических базах в области строительства можно сделать вывод о том, что во всех странах действуют документы, применяемые на обязательной основе, в виде национальных строительных норм, СНиПов, национальных сводов правил и стандартов. В большинстве стран на обязательной основе применяются и межгосударственные строительные нормы (МСН), подготовленные МНТКС.
На добровольной основе применяются национальные и межгосударственные своды правил, национальные и межгосударственные стандарты, ряд нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР, руководящие документы в строительстве и пособия.
Общий фонд - более 15 000 нормативных технических документов.
Несмотря на то, что в последние годы в государствах СНГ наметились существенные расхождения в подходах к строительному нормированию, которые способны в будущем создать неоправданные барьеры в экономическом сотрудничестве, к общим (схожим) характеристикам национальных баз НТД по-прежнему можно отнести:
- Цели - нормативное обеспечение безопасности зданий и сооружений,
защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц,
государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды,
а также нормативное обеспечение эксплуатационной пригодности зданий и
сооружений на всех стадиях их жизненного цикла.
- Подход к разграничению нормативных технических документов на обязательные, устанавливающие требования безопасности для зданий и сооружений и добровольные, устанавливающие способы выполнения этих требований.
- Потребность в гармонизации НТД в области строительства, как на
пространстве СНГ, так и с международными документами, в том числе,
европейскими.
- Осуществление реформирования нормативной технической базы строительства на национальном уровне.
В своем докладе «О состоянии нормативной технической базы в области строительства государств-участников СНГ и перспективах развития», Д.В. Михеев отметил, что для гармонизации НТД в строительстве государств-участников СНГ необходима выработка единого для стран СНГ подхода к определению перечня обязательных требований безопасности строительной продукции, принимаемых в разных странах в соответствии с действующими в них законодательством, и гармонизация документов добровольного применения, обеспечивающих выполнение этих требований.
Для организационно-методической и технической координации межгосударственного строительного нормирования необходимы разработка и обновление действующих межгосударственных стандартов на строительные материалы и изделия и на методы контроля и испытаний различных видов строительной продукции.
При этом, создание и развитие системы межгосударственных нормативных документов в области строительства не должно противоречить стремлению отдельных стран к гармонизации национальной нормативной базы с нормативными документами Европейского Союза и других региональных организаций.
Сергей Козлов


21.04.2017